Как и обещала в спешном порядке в предновогодние дни провела опрос среди старшеклассников (9-11кл.). Сразу скажу, результаты удручают, но не шокирут. Всё вполне закономерно. Анкета была без изысков, т.к. все равно не хватило бы времени ни на опрос с большой анкетой, ни на обработку. На первый вопрос о том, чем предпочитает заниматься наша молодежь в свободное от учебы время, было предложено 15 вариантов ответов, и из них можно было выбрать три. Лидером, и это естественно и закономерно, стал вариант "общаться с друзьями". Его выбрало 18,6% опрашиваемых. Сами посудите (или на крайний случай вспомните себя в этом возрасте) в 15-17-летнем возрасте общение со сверстниками становится главным. Это вам скажет любой психолог, да и не психолог тоже. Было бы, наверное, не естественным, если в этот период подростки предпочитали общаться с родственниками или заниматься домашним хозяйством (были и такие варианты ответов). Конечно, нам, библиотекарям и родителям, очень бы хотелось, чтобы дети наши сидели бы с книжкой дома. Но... а как же познание мира? Социализация подростка в этом мире? Нет, я считаю, что здесь все закономерно. На II место вышел ответ "общаться " с компьютером" - 18%. То, что компьютер стал "другом" и "помощником в учебе" этому поколению детей тоже давно известно. Меня, признаюсь, удивила третья позиция - "смотреть телевизор" (14,1% опрошенных). Честно говоря, я крайне редко смотрю ТВ, помню и в их возрасте тоже не очень любила этот вид развлечения. Но, поразмышляв, пришла к выводу, что это, как раз, показатель нового поколения так называемых, "визуалов". Учитывая, правда, качество программ нашего телевидения, этот факт заставляет меня сильно задуматься об интеллектуальном багаже выбравших этот вид досуга. Мы все, наверное, и учителя, и библиотекари, и родители просто должны это учитывать при общении и обучении сегодняшнего подростка. Ну и, наконец, четвертое место - чтение книг, газет, журналов (13,5%). Конечно, грустно и обидно, что чтение - не на первом месте. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Они читают!!! Они не поставили чтение на 10-е или 15-е место! Они поставили его на 4-е. Можно, кстати, разделить по классам полученные данные. Одиннадцатиклассники поставили чтение на 2-е место. А это уже совсем другой расклад. На мой взгляд вполне можно говорить о цикличности чтения в зависимости от возраста (мы ведь все знаем с какой охотой читают младшие школьники) или о том, что для подростков мало хорошей литературы, и в большинстве своем о ней обычный школьник не имеет информации. И вот это уже проблема. Проблема, кстати, для нас, библиотекарей, которые должны в идеале информировать читателей об этой хорошей литературе.
Можно здесь выделить и еще одну проблему: загруженности школьников. Если посмотреть ответы на вопрос "Как часто вы читаете художественную литературу помимо школьной программы?", то увидим как раз отражение данной проблемы. 52,5% опрошенных ответили, что читают художественную литературу время от времени; практически не читают - 33%; совсем не читают - 11,5%. И только 3% читают постоянно. Вот это уже настораживающая статистика. Ежедневно вижу насколько загружены школьники, особенно старшеклассники. Им действительно некогда читать. А ведь для хорошего романа или повести необходимо настроение, обстановка и время. В этом я уверена на 100%. Чтение не терпит суеты.
Ну а что предпочитают читать мои старшеклассники и почему - читайте в следущих постах.
картинка
1 комментарий:
Здравствуйте, Елена! В прошлом учебном году мы провели подобный опрос(мы его назвали мониторингом детского чтения)в школах Егорьевска и Егорьевского района.Детям было предложено 19 вопросов, но в итоговый график вошли не все позиции.Наша диаграмма по адресу http://school-13egorievsk.edusite.ru/p13aa1.html
Отправить комментарий